закрыть

Приемная

Прикрепить файл
Максимум 3 файла.
Ограничение 10 МБ.
Допустимые типы: txt doc docx rtf xls xlsx pps ppt odt ods odp pub pdf jpg jpeg bmp png tif gif pcx mp3 wma avi mp4 mkv wmv mov flv.

Ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Северная Осетия-Алания

Ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Северная Осетия-Алания 

 

 

Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

Б.Ю. Титову

 

 

Уважаемый Борис Юрьевич!

            В соответствии, со ст. 10 Федерального закона от 07.05.2013 года № 78- ФЗ "Об Уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" 2017 год.

            В  целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания, и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления, в Республике Северная Осетия-Алания, и должностными лицами в 2014 году была учреждена должность Уполномоченного.

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания;

2) содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности – органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органами местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания;

4) содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

5) взаимодействие с предпринимательским сообществом;

6) подготовка предложений по совершенствованию механизма защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

7) участие в формировании и реализации государственной политики Республики Северная Осетия-Алания в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

8) информирование населения Республики Северная Осетия-Алания о состоянии соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания.

Организационное, информационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляет Аппарат Уполномоченного. Аппарат состоит из одного человека являющегося государственным гражданским служащим РСО-Алания.

Финансирование деятельности Уполномоченного и его Аппарата, осуществляется из средств бюджета РСО-Алания. В бюджете Республики Северная Осетия-Алания, ежегодно, предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его Аппарата.

В целях обеспечения взаимодействия с предпринимательским сообществом, обсуждения и анализа актуальных проблем развития предпринимательства и повышения эффективности защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности при Уполномоченном создан «Общественный совет». В состав совета включены представители общественных объединений предпринимателей, СМИ, правоохранительных органов.

Для всесторонней правовой поддержки, и оказания квалифицированной юридической помощи субъектам предпринимательской деятельности, при Уполномоченном, создана общественная приемная. К работе в общественной приемной привлечены представители адвокатского и экспертного сообщества. Данное взаимодействие осуществляется в рамках заключенных соглашениях о сотрудничестве и взаимодействии.

            В отчетный период осуществлялось тесное взаимодействие с аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. В производстве центрального аппарата находятся две жалобы от предпринимателей РСО-Алания на действия (бездействия) правоохранительных органов.

Регулярное освещение проблем предпринимателей в СМИ одна из основных задач Уполномоченного. В республиканских и федеральных СМИ вышло 197 сюжетов и публикаций, посвящённых проблемам предпринимателей и деятельности Уполномоченного. Население республики постоянно информируется  о деятельности Уполномоченного  средствами официального интернет ресурса http://biz.alania.gov.ru, и социальных сетей.

Всего за время работы в адрес Уполномоченного поступило 460 обращений, из них 379 устных и 81 письменных.

Лично и через представителей, Уполномоченный, принял участие в разном процессуальном  статусе в трех судебных заседаниях.

Исходя из анализа поступивших обращений, можно выделить следующие системные проблемы предпринимателей РСО-Алания:

 

Проблемы кредитования.

Условием развития предпринимательской деятельности в сфере сельскохозяйственного производства, возможности инвестирования в данную сферу, является наличие устойчивого и законного правового статуса главного средства производства – земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст. 62 ФЗ «Об ипотеке» Земельные участки, которые могут быть предметом ипотеки:

 1. По договору об ипотеке могут быть заложены земельные участки постольку, поскольку соответствующие земли на основании федерального закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

1.1. Если земельный участок передан по договору аренды гражданину или юридическому лицу, арендатор земельного участка вправе отдать арендные права земельного участка в залог в пределах срока договора аренды земельного участка с согласия собственника земельного участка.

Залог прав аренды на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, арендатором такого земельного участка допускается в пределах срока договора аренды с согласия собственника земельного участка. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет залог права аренды допускается без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.

Предлагаем:

- кредитным организациям, находящимся на территории РСО-Алания, разработать механизм принятия земельных участков, находящихся на правах аренды, в качестве залога при выдаче кредита.

- Министерству сельского хозяйства РСО-Алания осуществить мониторинг качества предоставления льготных кредитов с обязательным размещение информации о получателях в общедоступном реестре в соответствии с законом РСО-Алания от 30 декабря 2008 года N 63-РЗ «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в РСО-Алания».

Аренда земель сельхоз назначения

Одной из основных проблем в среде сельхоз товаропроизводителей является неравномерное распределение арендной платы за земли сельхоз назначения. Установление единого размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения будет способствовать развитию конкуренции на рынке и существенному увеличению неналоговых поступлений в бюджетную систему РСО-Алания.

Предлагаем:

- вслед за инвентаризацией земель находящихся в гос/мун собственности провести правовой аудит с приведением ситуации в соответствие с действующим законодательством.

- поручить Правительству РСО-Алания разработать и принять НПА наделяющий орган исполнительной власти правом предоставления всевозможных преференций при пользовании гос. имуществом.

- рекомендовать ОМС принять НПА наделяющий их правом предоставления всевозможных преференций при пользовании муниципального имуществом.

Рынок продаж для сельхозпроизводителей.

Наличие хорошо организованного рынка сбыта сельскохозяйственной продукции является одним из необходимых условий для успешного ведения предпринимательской деятельности. Предприниматели продолжают испытывать значительные трудности при перемещении товаров внутри РФ.

Предлагаем:

- разработать и представить на утверждение стратегию поддержки  экспортно – ориентированных предприятий РСО-Алания.

- активизировать работу по продвижению знака качества «Сделано в Алании».

- проанализировать право применение ст. 15 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ  "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в РСО-Алания.

 

Невыполнение условий государственных и муниципальных контрактов со стороны заказчиков.

 

Президентом России Владимиром Путиным дано поручение Генеральной Прокуратуре вести ежеквартальный мониторинг ситуации в сфере исполнения контрактов со стороны заказчиков. Прокуратурой республики были проведены проверки, в ходе которых были выявлены множественные факты неисполнения условий государственных и муниципальных контрактов со стороны заказчиков.

Так, 05.06.2017 в прокуратуре республики состоялось расширенное заседание МВРГ по вопросу соблюдении законодательства в части своевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам, участие в котором принял Уполномоченный, а также Министерств и ведомств, являющиеся государственными заказчиками, у которых перед предпринимателями сформировалась наибольшая задолженность по исполненным государственным контрактам. На данном заседании обсуждены причины сложившейся ситуации, а также намечена дальнейшая работа, направленная на снижение имеющейся задолженности по исполненным государственным контрактам перед предпринимателями.

Всего в 2017 году органами прокуратуры республики по фактам нарушения норм действующего законодательства при оплате государственных и муниципальных контрактов внесено 60 представлений, по результатам исполнения требований которых погашена просроченная кредиторская задолженность перед субъектами предпринимательской деятельности на сумму более 674 млн. рублей, возбуждено 92 дела об административных правонарушениях, в судебные органы направлены 5 исковых заявлений о взыскании в порядке регресса уплаченной пени по судебным решениям в связи с несвоевременной оплатой исполненных государственных контрактов (3 удовлетворены, 1 находится в стадии рассмотрения, по 1 заявлению в удовлетворении требований прокурора судом отказано, в настоящее время прокуратурой республики решается вопрос об обжаловании указанного решения суда), возбуждено 4 уголовных дела, которые впоследствии были объединены в 2. По одному уголовному делу состоялось обвинительное решение суда, другое в стадии расследования, ход которого находится на контроле у прокуратуры республики.

К примеру, по итогам проведенной проверки по обращениям 5 хозяйствующих субъектов – ООО «Дорстройсервис», ООО «Дзамараз», ООО «Дельрус-Дон», ООО СМП «Тур», ООО «Садон»,  23.08.2017 в адрес Председателя Правительства РСО-Алания прокуратурой республики было внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представления была погашена задолженность перед предпринимателями в сумме более 22,5 млн. рублей, при этом задолженность перед ООО «Дельрус-Дон», ООО «Садон» погашена в полном объеме.

В результате вмешательства прокуратуры республики задолженность Администрации Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания снизилась с 53,7млн. рублей до 0,99 млн. рублей.

Проблема неисполнения условий государственных и муниципальных контрактов, непосредственно связана, в том числе, и с нерациональным расходованием бюджетных средств. Заключение подобных контрактов, в силу закона, возможно лишь при наличии должного финансирования, однако заказчики нередко имея во время заключения заказа средства, позже предпочитают перераспределять их иначе. В итоге предприниматели, вынуждены в течении долгого периода времени, ожидать исполнения договорных обязательств. Нередко, подобные ожидания, приводят к банкротству предпринимателей, так как работы производятся за счет заемных средств. При таких обстоятельствах развитие ГЧП в долгосрочной перспективе, а ГЧП предполагает совместную деятельность на протяжении 10 – 50 лет,  невозможно. Необходимы поправки в БК РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве» - о снятии иммунитета с бюджетных средств. В противном случае конкурсные процедуры, предусмотренные в законодательстве о ГЧП приведут к коррупционной составляющей и отсутствию конкуренции, так как гарантии получения прибыли частными партнёрами будут предоставляется не нормами закона, а волей руководителей государственных или муниципальных органов.     

 

Нарушение прав предпринимателей ресурсоснабжающими организациями.

 

В Республики Северная Осетия - Алания по настоящее время сохраняется ситуация правовой неопределённости между энергоснабжающими организациями  государственными и муниципальными органами в части земельных правоотношений.

По имеющимся в нашей организации сведениям энергоснабжающие организации как того требует законодательство не произвели отчуждение в свою пользу (в собственность, аренду, сервитуты) земельных участков кои используются ими для эксплуатации линий передач газопроводов и иных инженерных сооружений, при этом в коммерческих целях с извлечением прибыли. Таким образом энергоснабжающие организации извлекают прибыль в свою пользу причиняя ущерб  бюджетам всех уровней, прежде всего муниципальным.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

При этом следует иметь ввиду, что указанная норма является правом, а не обязанностью, однако бездействие энергоснабжающих организации в части оформления земельных участков не освобождает их от уплаты земельного налога, и не является основанием к прекращению административного преследования вплоть до выполнения требований законодательства о переоформлении земельных участков. 

Сами энергоснабжающие организации не являются лицами, которые заинтересованы в дополнительных тратах по проведению кадастровых работ в отношении используемых участков с целью их дальнейшего выкупа либо аренды. Как показывает практика деятельности Управления Росреестра по РСО – Алания, энергоснабжающим организациям экономически выгодней подвергаться административным преследования, штрафам за нецелевое использование земли.

Понуждение к заключению договоров на изготовление проектной документации является системной проблемой. Согласно действующим нормативным актам указанная проектная документация  - либо не является обязательной, либо ее изготовление носит рекомендательный характер. Необходимо провести проверку законности требований энергоснабжающих организаций по заключенным ранее договорам на изготовление проектной документации с целью превентивного исключения злоупотребления правом в будущем.

Заключённые договоры энергоснабжения имеют элементы кабальных условий,  так в случае возникновении споров по оплате за поставленные услуги – бремя доказывания добросовестности возлагается на потребителей. Считаю правильным привести нормы договоров энергоснабжения в соответствие с требованиями Гражданского Кодекса РФ о равенстве участников гражданского оборота.

 

Контрольно-надзорная деятельность

В вопросе соблюдения прав предпринимателей, органами государственного и муниципального контроля, и правоохранительных органов, при осуществлении надзорных функций, удалось добиться значительного улучшения дел. 

В 2017 году органами прокуратуры было утверждено 2132 проверки, а в сводный план проверок на 2018 год включено чуть более полутора тысяч проверок. С уверенностью можно констатировать, что количество проведенных контролирующими органами плановых и внеплановых проверок с 2015 года сократилось на 4.3 тысячи (6761 / 2390). С 2015 года в более чем в 3 раза произошло снижение количества предпринимателей привлеченных контролирующими органами к административной ответственности (6706 / 1926).

Изменения федерального законодательства в части установления надзорных каникул, введения запрета на наложение административного штрафа (при первичном нарушении), введение в действие норм УК предусматривающих уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению предпринимательской деятельности и незаконное возбуждение уголовного дела в отношении предпринимателя -  стали реальным сдерживающим фактором для чиновников на пути вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.

Тем не менее,  контрольно – надзорные органы пытаются сохранить   консервативные устои «палочной» системы,  под любым предлогом стремясь именно к наказанию предпринимателей, и не к профилактики правонарушений. Инициируются административные расследования, путем незаконного привлечения потребителей (провокация правонарушений). Используется «негласная» оперативная информация (то есть фактически отсутствующая). За одно и то же нарушение штрафы налагаются -  и на должностное и на юридическое лицо одновременно.

Наибольшую обеспокоенность вызывают виды государственного контроля, при осуществлении которого, не требуется согласование с прокуратурой:

1. Деятельность правоохранительных органов.

За 2017 год в отношении субъектов предпринимательской деятельности возбужденно 40 уголовных дел, при этом стоит отметить, что органами следствия не применялась мера пресечения в виде заключения под стражу. В 2017 году отдельное внимание уделено проверкам законности проведения сотрудниками УЭБ и ПК МВД по РСО-Алания гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», в том числе в отношении субъектов предпринимательской деятельности (далее – ОРМ «Обследование»).

В порядке исполнения указания Генерального прокурора Российской Федерации № 49/69 от 31.01.2013, уполномоченными прокурорами систематически проверялись вопросы соблюдения законности при организации и проведении уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности органами гласного ОРМ «Обследование», в том числе в отношении субъектов предпринимательской деятельности.

Изучением учетно-регистрационной документации УЭБ и ПК МВД республики, предусмотренной Инструкцией о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденной приказом МВД России от 01.04.2014 № 199 (далее – Инструкция), установлено, что в 2017 году из 121 учтенных распоряжений о проведении ОРМ «Обследование» 38 инициированы в отношении субъектов предпринимательства, по результатам проведения которых возбуждено 9 уголовных дел и выявлено 1 административное правонарушение, совершенное предпринимателем.

Проверками устанавливались неединичные нарушения федерального законодательства и ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок организации и проведения вышеуказанного оперативно-розыскного мероприятия, проводимого в гласном порядке, в том числе в отношении субъектов предпринимательства.

Несмотря на ранее предпринятые по результатам надзорных проверок меры прокурорского реагирования, в 2017 году не были исключены факты необоснованного проведения «обследований» по информации, не содержащей конкретных объективных данных о подготавливаемых, совершаемых либо совершенных преступлениях, что прямо противоречит требованиям ФЗ «Об ОРД», предусматривающим возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий лишь при наличии информации о противоправных деяниях, влекущих исключительно уголовную ответственность.

К примеру, 14.09.2017 заместителем начальника полиции (по оперативной работе) МВД по РСО-Алания вынесено распоряжение № 90 о проведении обследования в ОАО «Ариана-С», расположенного по адресу: РСО-Алания, г.Беслан, ул. Гагарина, д. 1 «А», в связи с поступившей информацией о  «незаконном производстве, хранении и реализации неучтенного спирта».

В связи с несоответствием распоряжения требованиям федерального законодательства об оперативно-розыскной деятельности и ведомственным нормативным актам МВД России указанное распоряжение опротестовано прокуратурой республики, протест рассмотрен и удовлетворен, распоряжение отменено.

В ряде случаев не соблюдались требования ведомственной Инструкции о предварительной проверке первичной оперативной информации, с целью получения дополнительных данных об объектах обследований, характере противоправной деятельности, предметах и документах, имеющих отношение к совершаемым преступлениям и подлежащих изъятию в процессе обследований, месте их нахождения и т.п., следствием чего являются наиболее характерные нарушения требований о мотивированности распоряжений о проведении обследований и предшествующих им предусмотренных Инструкцией рапортов оперативных сотрудников – инициаторов ОРМ.

В результате ненадлежащей предварительной проверки информации, на основании которой инициировались и проводились обследования в отношении субъектов предпринимательства, проведение которой в соответствии с ведомственной Инструкцией является обязательным, в отчетном периоде  в 14 случаях она не находила подтверждения, а в 8 случаях не были установлены достаточные объективные данные о совершении преступлений, что повлекло вынесение постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

В этой связи, по результатам надзорных проверок в 2017 году уполномоченными прокурорами опротестовано 10 незаконных распоряжений о проведении гласного ОРМ «Обследование», в том числе 7 в отношении субъектов предпринимательской деятельности, внесено 2 представления об устранении нарушений закона, в дисциплинарном порядке наказано 42 должностных лица. 

По результатам принесенных протестов соответствующие распоряжения о проведении ОРМ «Обследование» отменены, проведение оперативно-розыскных мероприятий, в том числе в отношении субъектов предпринимательской деятельности, прекращено.

Принимаемые меры позволили сократить количество и системность допускаемых УЭБ и ПК МВД по РСО-Алания нарушений при проведении «обследований».

 

2. Осуществление государственного контроля налоговыми органами.

Растёт число обращений с жалобами на действия налоговых органов по применению в отношении хозяйствующих субъектов властно – распорядительных полномочий (арест расчетного счета, без акцептное списание задолженности).

Установление фактов того, что указанные взыскания были незаконными и причинили ущерб предпринимателям, по нашему мнению следует рассматривать как ущерб, причинённый незаконными действиями государственного органа, что урегулировано ст. 16 ГК РФ.

Ответственность налоговых органов, установлена и ст. 35 НК РФ, при этом указанная норма является бланкетной и предусматривает как гражданскую ответственность государственного органа, так и дисциплинарную, и уголовную (в отношении должностных лиц налоговых органов по основаниям ст.ст. 140, 165, 169, 285, 286, 288, 292, 293 УК РФ, в зависимости от обстоятельств дела). 

 

Подводя итог, имеет смысл озвучить задачи, стоящие перед Институтом Уполномоченного в 2018 году.

1. Повышение эффективности защиты прав и законных интересов предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в РСО-Алания. Достижение данной задачи будет происходить в нескольких аспектах:

- увеличение числа общественных приемных Уполномоченного в муниципальных образованиях, привлечение к их работе квалифицированных экспертов-юристов;

- учреждение института общественных помощников Уполномоченного, организация их взаимодействия с органами местного самоуправления;

- учреждение рабочих групп и иных органов Экспертного Совета при Уполномоченном по отраслевым вопросам, с целью разрешения системных проблем бизнеса в РСО-Алания, и обязательным приглашением к их работе представителей профильных органов государственной власти.

2. Разработка и направление рекомендаций по совершенствованию правового регулирования предпринимательской деятельности.

3. Проведение мероприятий по правовому просвещению.

4. Взаимодействие с Аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

 

 

 

 

Т. Медоев

Статус материала:
  • Дата публикации:
  • Дата последнего изменения:
    04.06.2018, 14:53

Мероприятия

Архив
Тимур Медоев
Тимур МедоевУполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Северная Осетия-Алания
О внеплановых проверках

читать дальше

Объявления

Архив

Документы

Архив